В 1977 году Постановлением Совета Министров СССР в городе Дербенте создан филиал Московского Центрального специального конструкторско- технологического бюро «Волна», позднее переименованного в ЦНИИ «Волна».

    Основной задачей Дербентского филиала являлось внедрение в серийное производство,  конструкторское и технологическое сопровождение разработок головного института. Молодой творческий коллектив не ограничивался только сопровождением серийного производства, но также стремился реализовать свой потенциал для выполнения собственных разработок.

    В 1987 году мы приступили к разработке комплекса внутренней связи для вновь создаваемых   гражданских самолетов. В 1991 году работы были  завершены и комплекс «Лайнер-85» с того времени успешно эксплуатируется  на самолетах ИЛ-96, Ту-204, Ту-214. 

В  1991 году Дербентский филиал ЦНИИ «Волна» преобразован в самостоятельную структурную единицу с правом юридического лица – Дербентский научно-исследовательский институт «Волна».

В июле 1996 года ДНИИ «Волна» преобразован в открытое акционерное общество. В этом же году создано собственное производство по выпуску изделий разработанных институтом.

    В 1998 году разработано и налажено производство аппаратуры связи для самолетов местных воздушных линий АВСА-МВЛ, которая прошла сертификацию по новым требованиям АП21. АВСА-МВЛ эксплуатируется на самолетах Ил-114, Ан-140, Ан-148, Ан-158.

С 1998  по 2009 годы выполнены НИР и ОКР  по созданию новых образцов аппаратуры внутренней связи и коммутации для наземной техники, в результате которых ОП получила изделия Р-168, Акведук- МТТ, Инсар-1, Инсар-2, Р-174 АВСК-БШ, 1Т827.

    В 2005 году институтом, одним из первых в России разработаны системы видео наблюдения и развлечения пассажиров в полете. Комплекс, включающий в себя систему вызова, аудио-видео обслуживания пассажиров, источники питания, систему обслуживания салона, выпускается в исполнениях  для VIPсалонов, салонов бизнес и эконом класса. В различных вариантах система успешно эксплуатируется на десятках самолетах Ил 96-300, Ту-204, Ту-214, Ту-154, как российских, так и зарубежных авиакомпаний.

В 2012 году завершены работы по сертификации аппаратуры АВСА-ЭСМ, предназначенной для установки на самолет Ту-204СМ, а также для замены морально устаревшей аппаратуры «Лайнер-85»

В настоящее время институт выполняет НИОКР по созданию на платформе ИМА перспективных  мультимедийных систем внутренней связи для авиации и наземной техники, а также систем развлечения пассажиров.

С 2010 года нами разработаны и серийно выпускаются светодиодные светильники и лампы, а также солнечные модули.